Поиск по сайту:


lubliceum42.edumsko.ru



Биология 10-й класс - Контрольная

Вопросы и задания для подготовки к итоговой контрольной работе
по биологии за 10 класс.

Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. Например, 1. 2.3. 4.

1. Клетки, сходные по происхождению и выполняемым функциям, образуют
1) ткани 3) системы органов
2) органы 4) единый организм

2. Сходство строения клеток организмов разных царств доказывает теория –
1) эволюционная 3) клеточная
2) хромосомная 4) генетическая

3. О единстве органического мира свидетельствует
1) наличие ядра в клетках живых организмов
2) клеточное строение организмов всех царств
3) объединение организмов в систематические группы
4) разнообразие организмов, населяющих Землю

4. Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают в клетке, поэтому ее рассматривают как единицу
1) размножения 3) функциональную
2) строения 4) генетическую

5. К прокариотным относят клетки
1) животных
2) цианобактерий
3) грибов
4) растений

6. Хлоропласты, в отличие от митохондрий, имеются в клетках
1) грибов 3) водорослей
2) животных 4) цианобактерий

7. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по
1) системе полостей с пузырьками на концах
2) множеству расположенных в ней гран
3) системе связанных между собой разветвленных канальцев
4) многочисленным кристам на внутренней мембране

8. Собственную ДНК имеет
1) комплекс Гольджи
2) лизосома
3) эндоплазматическая сеть
4) митохондрия

9. Аппарат Гольджи наиболее развит в клетках
1) мышечной ткани 3) поджелудочной железы
2) плоского эпителия 4) кроветворных органов

10. Между понятиями рибосома и синтез белка в клетках организма существует определенная связь. Такая же связь существует между понятием клеточная мембрана и одним из четырех понятий, приведенных ниже. Найдите это понятие.
1) синтез жиров 3) синтез АТФ
2) транспорт веществ 4) деление клетки

11. Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера?
1) лизосомы 3) рибосомы
2) ядра 4) митохондрии

12. Какой органойд клетки осуществляет все виды ее движения?
1) лизосомы 3) плазматическая мембрана
2) ядро 4) цитоскелет

13. Какой органойд клетки осуществляет внутриклеточное пищеварение и утилизацию «старых» органелл?
1) лизосомы 3) плазматическая мембрана
2) ядро 4) цитоскелет

14. Где в клетке содержится ДНК?
1) только в ядре
2) в ядре и цитоплазме
3) ядре, цитоплазме и митохондриях
4) ядре, митохондриях и хлоропластах

15. Укажите основную функцию митохондрий
1) синтез АТФ
2) биосинтез белка
3) удвоение ДНК
4) синтез углеводов

16. В состав клеток всех организмов входят одни и те же органические вещества, что служит доказательством
1) единства живой и неживой природы
2) единства органического мира
3) эволюции органического мира
4) приспособленности организмов

17. Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка – единица
1) строения организмов
2) жизнедеятельности организмов
3) размножения организмов
4) генетической информации

18. Какая теория обосновала положение о структурно-функциональной единице живого?
1) филогенеза 3) эволюции
2) клеточная 4) эмбриогенеза

19. Организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из клеток – это свидетельствует о
1) единстве органического мира
2) разнообразии строения живых организмов
3) связи организмов со средой обитания
4) сложном строении живых организмов

20. Хлоропласты имеются в клетках
1) корня капусты 3) листа красного перца
2) гриба-трутовика 4) древесины стебля липы

21. Какую функцию выполняют в клетке лизосомы?
1) расщепляют биополимеры до мономеров
2) окисляют глюкозу до углекислого газа и воды
3) осуществляют синтез органических веществ
4) синтезируют полисахариды из глюкозы

22. Фагоцитоз представляет собой
1) активный перенос в клетку жидкости с растворенными в ней веществами
2) захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их в клетку
3) избирательный транспорт в клетку растворимых органических веществ
4) пассивное поступление в клетку воды и некоторых ионов

23. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе
1) глюкозы 3) липидов
2) клетчатки 4) нуклеиновых кислот

24. Ферменты лизосом формируются в
1) комплексе Гольджи 3) пластидах
2) клеточном центре 4) митохондриях

25. Между понятием «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «растение» и одним из четырех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.
1) вакуоль 3) корень
2) фотосинтез 4) минеральное питание

26. Какой органойд клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных

1) клеточную мембрану 3) вакуоль
2) эндоплазматическую сеть 4) рибосому

27. Какой органойд клетки хранит, воспроизводит и обеспечивает реализацию наследственной программы жизнедеятельности организма?
1) лизосомы 3) плазматическая мембрана
2) ядро 4) рибосома

28. В клетках каких организмов отсутствует клеточная стенка
1) дрожжей
2) красных водорослей
3) цианобактерий
4) простейших
29. Создатели клеточной теории Т. Шванн и М. Шлейден
1) открыли клеточное строение организмов
2) доказали единство живой и неживой природы
3) описали механизм клеточного деления
4) обобщили данные о клеточном строении организмов

30. Как называется органойд, участвующий в синтезе молекул белка?
1) митохондрия 3) комплекс Гольджи
2) лизосома 4) рибосома

31. У майского жука после стадии куколки
1. происходит кладка яиц
2.развивается личинка первого поколения
3.развивается личинка второго поколения
4.образуется взрослое насекомое

32. Дочерний организм имеет наибольшее сходство с родительским при размножении
1) половом 3) семенном
2) бесполом 4) с чередованием поколениий

33.Наука, изучающая функционирование организмов, называется:

1. зоология
2. анатомия
3. физиология
4. цитология

34.Что изображено на рисунке?

1. вирус
1. бактерия
2. клетка гидры
3. клетка гриба

35.Способность к хемоавтотрофному способу питания характерна для:

1. бактерий
2. животных
3. растений
4. грибов

36.Вещества, служащие универсальными биологическими аккумуляторами энергии в клетке:

1. белки
2. липиды
3. ДНК
4. АТФ

37.Триплетность, специфичность, универсальность, неперекрываемость – это свойства:

1. генотипа
2. генома
3. генетического кода
4. генофонда популяций

38.В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

1. 15%
2. 30%
3. 35%
4. 85%

39.Аминокислотный остаток белка кодируется:
1.триплетом нуклеотидов
2.дуплетом нуклеотидов
3.одним нуклелотидом
4. парой нуклеотидов в каждой из комплементарных цепей

40.Последовательность нуклеотидов в одной из комплементарных цепей ДНК – АГА. Какова соответствующая ей последовательность нуклеотидов в другой цепи?:

1. УЦУ
2. ТГТ
3. ТЦТ
4. АГА

41.В клетках грибов, как и в клетках животных, отсутствуют:

1. лейкопласты и хлоропласты
2. оболочки из хитина
3. плазматические мембраны
4. митохондрии и рибосомы

42.Органоиды клетки, отвечающие за ее передвижение:

1. митохондрии
2. жгутики
3. лизосомы
4. аппарат Гольджи

43.Собственную ДНК имеют:

1. комплекс Гольджи
2. лизосома
3. эндоплазматическая сеть
4. митохондрии
44.Стадия бластулы при развитии эмбриона характеризуется:
1. наличием двух слоев тканей – эктодермы и энтодермы
2. образованием осевого комплекса органов
3. образованием четырех бластомеров
4. образованием однослойной клеточной сферы, состоящей из 64 и более бластомеров
45.Образованию половых клеток у многоклеточных организмов предшествует процесс:

1. митоза
2. мейоза
3. оплодотворения
4. конъюгации

46.Зигота отличается от гаметы:

1. наличием клеточного центра
2. наличием ядра
3. набором хромосом
4. наличием митохондрий

47.Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах, контролирующие проявление окраски гороха, называют:

1. аллельными
2. доминантными
3. рецессивными
4. сцепленными

48.Промежуточный характер наследования проявляется:

1. при сцепленном наследовании
2. неполном доминировании
3. независимом наследовании
4. полном доминировании

49. Период развития хордовых животных после рождения называют:

1. эволюционным
2. зародышевым
3. постэмбриональным
4. физиологическим

50. Подвижная стадия личинки у сидячих форм в отличие от взрослой особи
1. усиливает конкуренцию с родителями
2. способствует расселению вида
3. обеспечивает ее адаптацию к новым условиям
4. повышает интенсивность размножения

51. При партеногенезе дочерний организм получает набор хромосом
1) половинный материнский и половинный отцовский
2) диплойдный материнский и гаплойдный отцовский
3) диплойдный отцовский
4) гаплойдный материнский

52. Развитие насекомых с момента образования зиготы до выхода личинки из яйца называют
1) без метаморфоза 3) зародышевым
2) послезародышевым 4) эволюционным

53. К прокариотным относят клетки
1) животных
2) цианобактерий
3) грибов
4) растений

54. Реакции синтеза и расщепления органических веществ в клетках не могут происходить без участия
1) гемоглобина 3) ферментов
2) гормонов 4) пигментов

55. Энергия, заключенная в макроэргических связях молекул АТФ, используется в процессе
1) биосинтеза белка
2) подготовительного этапа
3) кислородного этапа энергетического обмена
4) синтеза из АДФ молекул АТФ

56. В результате фотосинтеза образуются молекулы
1) липидов 3) глюкозы
2) белков 4) нуклеиновых кислот

57. В результате какого процесса из одной материнской диплойдной клетки образуется 4 гаплойдные клетки?
1) оплодотворения 3) мейоза
2) митоза 4) амитоза

58. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется
1) гаструлой 3) нейрулой
2) бластулой 4) бластомером

Часть В

При выполнении заданий В1 – В3 выберите несколько правильных ответов, в бланк ответов запишите ответ в виде последовательности трех букв в алфавитном порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, АБГ).

В1. Почему бактерии относят к прокариотам?
А) содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы
Б) состоят из множества дифференцированных клеток
В) имеют одну кольцевую хромосому
Г) не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий
Д) не имеют обособленного от цитоплазмы ядра
Е) имеют цитоплазму и плазматическую мембрану

В2. Биологическое значение мейоза заключается в
А) предотвращении удвоения хромосом в новом поколении
Б) образовании мужских и женских гамет
В) образовании соматических клеток
Г) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций
Д )увеличении числа клеток в организме
Е) кратном увеличении набора хромосом

В3. Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?
А) не делятся в течение жизни клетки
Б) имеют собственный генетический материал
В) являются одномембранными
Г) содержат ферменты окислительного фосфорилирования
Д) имеют двойную мембрану
Е) участвуют в синтезе АТФ
В4. Какие процессы протекают во время мейоза?
А) транскрипция
Б) редукционное деление
В) денатурация
Г) кроссинговер
Д) конъюгация
Е)трансляция
В5. Какие из приведенных ниже описаний функций и структуры рибосом верны?
А) на рибосомах синтезируются жиры
Б) на рибосомах синтезируются белки
В) рибосомы состоят из двух субъединиц
Г) рибосомы состоят из одной субъединицы
Д) являются клеточными органеллами
Е) рибосомы являются клеточными комплексами
В6. В процессе сперматогенеза
А) образуются мужские половые клетки
Б) образуются женские половые клетки
В) уменьшается вдвое число хромосом
Г) образуются четыре половые клетки из одной
Д) образуется одна половая клетка
Е) образуются клетки с диплойдным набором хромосом

В7 Какие процессы характерны для биосинтеза белка?
А) синтез молекул иРНК на полинуклеотидной цепи ДНК
Б) расщепление биополимеров до мономеров
В) фотолиз молекул воды
Г) нанизывание на иРНК рибосом
Д) образование молекулярного кислорода
Е) образование пептидных связей между аминокислотами

В заданиях В8 – В11 на установление правильной последовательности событий запишите последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов (например, БАВД)
В8. Установите, в какой последовательности в первом делении мейоза протекают следующие процессы
А) конъюгация гомологичных хромосом
Б) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
В) образование дочерних клеток
Г) расположение гомологичных хромосом в плоскости экватора
В9. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза
А) возбуждение хлорофилла
Б) синтез глюкозы
В) соединение электронов с НАДФ и Н
Г) фиксация углекислого газа
Д) фотолиз воды
В10. Напишите последовательность процессов энергетического обмена:
А. распад глюкозы на две трехуглеродные молекулы
Б. участие кислорода
В. гидролиз высокомолекулярных органических веществ
Г. образование воды и углекислого газа
Д. образование пировиноградной кислоты
Е. образование мономеров

В11. Напишите последовательность реакций фотосинтеза:
А. поглощение углекислого газа
Б. фотолиз воды и синтез АТФ
В. поглощение квантов света хлорофиллом
Г. образование моносахаридов
Д. транспорт сахаров по растению
Е. образование полисахаридов
В задании В12-В17 на установление соответствия запишите в таблицу буквы выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (например, БААБАБ)

В12. Установите соответствие между биохимическими процессами и участвующими в них клеточными структурами и молекулами:
КЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕСС
И МОЛЕКУЛЫ
1. ядро А. Трансляция
2. цитоплазма Б. Транскрипция
3. ДНК
4. рибосома
5. хромосома
6. белки

1. 2. 3. 4. 5. 6.

В13. Установите соответствие между биохимическими процессами и участвующими в них клеточными структурами и молекулами:
Характеристика СПОСОБЫ размножения размножения
1. происходит без образования гамет А. бесполое
2. участвует 1 организм Б. половое
3. происходит слияние гаплойдных ядер
4. образуется потомство, идентичное исходной особи
5. у потомства проявляется комбинативная изменчивость
6. происходит с образованием гамет

В14. Установите соответствие между признаком и группой организмов.
Признак Группа организмов
А) Отсутствие ядра
Б) Наличие митохондрий
В) Отсутствие ЭПС
Г) Наличие аппарата Гольджи
Д) Наличие лизосом
Е) Линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка
1) Прокариоты
2) Эукариоты

В15.. Соотнесите особенности процессов биосинтеза белка и фотосинтеза.
Особенности процесса Процессы
А) Завершается образованием углеводов
Б) Исходные вещества - аминокислоты
В) В основе лежат реакции матричного синтеза
Г) Исходные вещества – углекислый газ и вода
Д) АТФ синтезируется в ходе процесса
Е) АТФ используется для протекания процесса
1) Биосинтез белка
2) Фотосинтез
В16.Установите соответствие между органойдами клетки и их функциями.
Особенности строения и функций органойдов клетки и ее структур Название органойдов клетки
А) Расположены на гранулярной ЭПС
Б) Синтез белка
В) Фотосинтез
Г) Состоят из двух субъединиц
Д) Состоят из гран с тилакойдами
Е) Имеют зеленую окраску.
1) Рибосомы
2) Хлоропласты

В17. Установите соответствие между строением и функциями растительной и животной клеток.
Признаки Клетка
А) Присутствие хлоропластов
Б) Захват веществ фагоцитозом
В) Наличие центриолей
Г) Отсутствие жесткой клеточной оболочки
Д) Наличие вакуоли с клеточным соком
Е) Присутствие хромопластов
1) Растительная
2) Животная

Часть С
С1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше, чем у прокариот.
2. В клетках эукариот ядерное вещество располагается в цитоплазме.
3. В клетках всех эукариот имеются хлоропласты.
4. В клетках эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть.
5. Эукариоты усваивают азот воздуха.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. По типу питания все организмы подразделяются на автотрофов и гетеротрофов.

2. Автотрофы – это зеленые растения, все остальные организмы являются гетеротрофами.

3. Автотрофы способны синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды.

4. Все автотрофы способны к фотосинтезу.

5. Все гетеротрофы способны заглатывать твердую пищу.

С3.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы, - животные, растения, грибы, бактерии, вирусы – состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют внешнюю плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки – молекулы ДНК.

С4. Ответьте на вопросы.
1. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков?
2. Какие органоиды отвечают за расщепление органических веществ?
3. Какие органоиды есть только у растительной клетки?
4. Что такое фагоцитоз?  

 
Наши Учителя
Всего педагогических работников – 59 чел.

из них Награждены:
  • 1 чел.- Знаком «Отличник просвещения»
  • 3 чел.- Знаком «Почетный работник общего образования РФ»
  • 8 чел.- Медалью «850 лет Москве» 
  • 1 чел.- Медалью «Трудовое отличие»
  • 4 чел.- Медалью «Ветеран труда»
  • 1 чел.- Золотой знак «Учитель года»
  • 1 чел. - награда Губернатора "За заслуги перед Московской областью"
  • 1 чел. - награда Губернатора "За труды и усердие"
  • 1 чел. - почетный знак "За заслуги перед Люберецким районом"
  • 2 чел. - почетный знак "За доблестный труд"
  • 1 чел.- Золотая медаль ВДНХ
  • 1 чел.- Серебряная медаль ВДНХ 
  • 27 чел.- Высшая категория (49%)
  • 7 чел.- Первая категория  (13%)
  • 9 чел.- Вторая категория   (16%)
 Победители:
  • 4 чел.- районного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- областного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»
  • 7 чел. - приоритетного национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ
  • 1 чел. - лауреат премии Губернатора Московской области
  • 1 чел. - лауреат премии Президента РФ

   За годы работы лицей стал «кузницей» педагогических кадров для системы образования района.
   В настоящее время 18 бывших учеников лицея являются членами его педагогического коллектива.
    
далее
 
Новости
30.08.17

   Списки зачисленных в 1 - e классы.

  1А кл. руковод.  Тырыкина С.Ю.
  1Б кл. руковод.   Кулакова Е.Р.
  1В кл. руковод.   Баранова И.И.
  1Г кл. руковод.   Софронова Э.Ю.

далее »
30.08.17

   Информация о работе организаций дополнительного образования городского округа Люберцы.

 

далее »
13.04.17

 12 апреля 2017г , в День космонавтики, в МОУ лицее № 42 состоялась ежегодная 11 научно-практическая конференция «Наука. Шаг в будущее»

 

далее »
11.04.17

 11 апреля 2017г в МОУ лицее № 42 состоялся областной марафон педагогических достижений в системе дополнительного образования Московской области

 

далее »
07.04.17

 Поздравляем вокальный ансамбль "Казаки", занявший I место в номинации "Эх, ты, удаль молодецкая!" муниципального Фестиваля патриотической песни.

 

далее »