Поиск по сайту:


lubliceum42.edumsko.ru



Развитие Зоркости - Юшко Е.А.
В рамках работы со слабоуспевающими детьми
Выступление «Развитие орфографической зоркости»

на педагогическом совете лицея учителя русского языка и литературы - Юшко Елены Александровны 

Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема грамотного письма учащихся.

Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости – слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическую задачу. Но в этот период у меня не получилось систематической, целенаправленной работы по этой проблеме, так как меня  тогда больше интересовали вопросы, как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д. Эту задачу мы с детьми решили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической грамотности.

Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил меня задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализ этого вида работы проводился по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам. Это дало возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости (хотя причины были у каждого ребенка свои). Вот некоторые из них:

  - незнание правил       
  - знание правила, но неумение их применять;

  - дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

  - отсутствует положительная мотивация;

  - плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

  - дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Вся работа со слабоуспевающими учениками была разбита на несколько этапов.

Первый этап – выяснительно-организационный.

Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работах, установит количественный состав слабоуспевающих учащихся и наметить пути устранениянаиболее типичных ошибок.

1. Разработка «экрана грамотности» класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

«Экран» выглядит следующим образом:

 
 
п/п
Список детей
Орфограммы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Для каждого слабоуспевающего ученика был заведен «Дневник грамотности».

Как проводится анализ ошибок и работа над ними в «Дневнике грамотности»?

Типы ошибок учащиеся должны определять сами, но сначала их надо этому научить. Затем ошибки классифицируются детьми по принципу отношения к объекту запоминания в процессе обучения: слова, которые надо запомнить, - словарные слова; слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.

Вот так выглядит «Дневник грамотности».

 
 
Типы ошибок
 

Количество ошибок

 

Число и месяц проведения проверочной работы

 
 
 
 
 

На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. (Я беру только проверочные и контрольные диктанты хотя, думаю, можно включать и другие виды работ.) Каждое слово сначала пишется правой, а затем левой рукой. Во время написания левой рукой внимание более длительное время фиксируется на правописании слова. Это касается словарных и проверяемых слов. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность память».

Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название привила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».

3.В рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников я пишу слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущенную букву.

4. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

5. Разработка памятки «Работа над ошибками».

После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется

словарный запас.

На втором этапе – методико-отборочном – была поставлена задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»

Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.

При решении орфографических задач постоянно ставились вопросы: «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать, чтобы написать верно?»

Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических письма, знание правил орфографии и самоконтроль – условия, которые необходимы для выработки грамотного письма.

Вот некоторые приёмы работы, которые я использую на этом этапе.

1. Волшебный квадрат (5х5), Этот квадрат лежит всегда на партах учеников на уроке русского языка. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого вы накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы», - объясняю я.

Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

2. На каждом уроке отводиться 3 – 5 минут для дополнительного жужжащего чтение, а на уроках русского языка используется методика орфографического проговаривания.

3. Алфавитные книжки.

4. Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нём. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.

5. Письмо с комментарием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Элементы комментирования включаются самые разнообразные виды упражнений выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

6. Повторение изученной орфограммы.

Упражнения занимают на уроке не более минут 5 минут в устной форме. Отработка каждой повторяемой орфограммы проводится в течении одной недели. В это время нельзя допускать чередования нескольких орфограмм, нельзя нарушать ритмичность.

По каждой слабо усвоенной орфограмме проводятся ежедневные упражнения с ключевыми словами ( 1 мин.), со словариками 92 – 4 мин.), на использование ассоциаций (1 мин.)

Работа со словариками проходит в режиме самопроверки, возможны варианты взаимопроверки, соревнования между учениками. В этом случаем время надо увеличить до 4 минут.

7. Формулировка правил идёт с опорой на ключевые слова, так как не следует излишне напрягать память слабоуспевающих учеников требованием его запомнить, при повторении в течении шести дней это произойдёт само собой.

Но чтобы ребенок применил правило, ему овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слово и звуки русской речи; умением видеть «опасные места», требующие применения правил.

Но для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приёмами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя приём умственной работы, который соответствует  правилу или же группе правил, он может применять это не все, некоторым надо помочь, можно предложить детям игру в «составление инструкций» из двух или трёх действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученике усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно и успешно.

Например, постановка знаков препинания в конце предложения?

1. Прочитай предложения. О ком, о чём в нём говориться?

2. как произноситься предложение?

3. какой знак нужно поставить в конце предложения?

8. Алгоритм –памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки,

например:
Проверь!

1. Не пропустил ли ты букву?

2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные,

непроверяемые согласные?

3. Не уверен – спроси у учителя!

Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно написать слова в     

предложении:

1. С какой буквы пишу слово?

2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?

3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.

9. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например:
1) Игра «Третий лишний». Вычеркните лишние слова.
Лес, лестница, лесничий..
Смешной, смешать, смешить.

2) Игра «Назови ошибку». Выделите слова, обозначающие предметы .

Кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

3) Найдите «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.
Сосна, стол, парта, лесной, ком.

10. Рецензирование домашней работы и любой другой работы в паре. Для успешного выполнения домашней работы я составила памятку «Как выполнить домашнее задание по русскому языку». Для родителей провела инструкцию по организации домашнего задания и контролю за его выполнением.

На этапе рецензирования обязательно обращаю внимание детей на осмысление значения слова, на слово, обозначающее предмет, признак, который присущ данному предмету.

Третий этап – тренировочно-технологический.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенным орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.

На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

- списывание слов с доски с пропуском букв;

- использование различных группировок (в устной и письменной форме);

- работа в паре с последующей взаимопроверкой;

- использование ребусов, кроссвордов, загадок;

- Игра «Подскажи словечко…» и др.

 
Формы работы, которые вводятся на этом этапе, различны:

- списывание с разнообразными заданиями;

- диктанты зрительные,  с комментарием, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;

- диктант «Проверяю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даёт желаемый результат в этой работе;

- диктант «Найди слова». Диктуется несколько предложений и даётся задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из 2-3 предложений;

- разнообразные творческие работы, цель которых – развитие связной речи и расширения запаса слов.

- свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.

Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать - чем больше дети пишут на этом этапе, тем прочнее их навыки.

 
Следующий, четвёртый этап – итогово-диагностический.

Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4 диагностируемые орфограммы; равное количество слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение; слова даются в тексте вперемешку).

При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.

Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать. А успех всей работы зависит от ряда условий, главным из которых, по моему мнению, являются:

1)    чёткое планирование всей работы;

2)    тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;

3)    систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками;

4)    постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм. 

 
Наши Учителя
Всего педагогических работников – 59 чел.

из них Награждены:
  • 1 чел.- Знаком «Отличник просвещения»
  • 3 чел.- Знаком «Почетный работник общего образования РФ»
  • 8 чел.- Медалью «850 лет Москве» 
  • 1 чел.- Медалью «Трудовое отличие»
  • 4 чел.- Медалью «Ветеран труда»
  • 1 чел.- Золотой знак «Учитель года»
  • 1 чел. - награда Губернатора "За заслуги перед Московской областью"
  • 1 чел. - награда Губернатора "За труды и усердие"
  • 1 чел. - почетный знак "За заслуги перед Люберецким районом"
  • 2 чел. - почетный знак "За доблестный труд"
  • 1 чел.- Золотая медаль ВДНХ
  • 1 чел.- Серебряная медаль ВДНХ 
  • 27 чел.- Высшая категория (49%)
  • 7 чел.- Первая категория  (13%)
  • 9 чел.- Вторая категория   (16%)
 Победители:
  • 4 чел.- районного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- областного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»
  • 7 чел. - приоритетного национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ
  • 1 чел. - лауреат премии Губернатора Московской области
  • 1 чел. - лауреат премии Президента РФ

   За годы работы лицей стал «кузницей» педагогических кадров для системы образования района.
   В настоящее время 18 бывших учеников лицея являются членами его педагогического коллектива.
    
далее
 
Новости
30.08.17

   Списки зачисленных в 1 - e классы.

  1А кл. руковод.  Тырыкина С.Ю.
  1Б кл. руковод.   Кулакова Е.Р.
  1В кл. руковод.   Баранова И.И.
  1Г кл. руковод.   Софронова Э.Ю.

далее »
30.08.17

   Информация о работе организаций дополнительного образования городского округа Люберцы.

 

далее »
13.04.17

 12 апреля 2017г , в День космонавтики, в МОУ лицее № 42 состоялась ежегодная 11 научно-практическая конференция «Наука. Шаг в будущее»

 

далее »
11.04.17

 11 апреля 2017г в МОУ лицее № 42 состоялся областной марафон педагогических достижений в системе дополнительного образования Московской области

 

далее »
07.04.17

 Поздравляем вокальный ансамбль "Казаки", занявший I место в номинации "Эх, ты, удаль молодецкая!" муниципального Фестиваля патриотической песни.

 

далее »