Поиск по сайту:


Проголосуй за наш сайт
Лес и человек (4 кл.) Фролова
Учитель: Фролова Валентина Алексеевна

Тема урока: Лес  и человек (4 класс)

Учебник: Мир вокруг нас. Учеб.для 4 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч.1. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. –М. : Просвещение, 2009.

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека;

- сформировать у учащихся представления об охране леса;

- воспитать чувство любви к Родине, природе;

- развивать мышление, речь, внимание.

Оборудование: настенная карта природных зон России, видеофрагмент о лесе, таблички с указанием значений леса, презентация «Лес и человек», кроссворд.

 Ход урока.

I.  Организационный момент.

Отгадайте мою загадку. 

              Дом со всех сторон открыт,
              Он резною крышей крыт.
              Заходи в зелёный дом -
              Чудеса увидишь в нём!

(Лес)

Верно. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о роли леса в жизни человека, об использовании леса и его охране.

II. Проверка знаний и умений.

Перед  тем, как перейти к новой теме , давайте вспомним, что вы уже знаете о лесной зоне.  Я показываю слайды, а вы отвечайте на мои вопросы.

Слайд 1

 

 - Как называется такой лес? (Тайга.)

- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

- Перечислите деревья хвойного леса (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна)


Слайд 2

- Ветка какого дерева на экране? (Лиственницы)

-Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

- Какое дерево является символом России? (Береза)

Слайд 3

- В каком лесу произрастает береза? (В смешанном)

Слайд 4

- Что это за дерево и в каком лесу произрастает? (Дуб, широколиственный лес)

-Какие еще деревья можно встретить в широколиственном лесу? (Липа, клен)

III. Изучение нового материала.

- Послушайте стихотворение.

Под видеофрагмент о лесе один ученик читает наизусть стихотворение Владимира Орлова — “В лесу”.

Словно сказочной книги
Страница,
Лес открылся,
Листвою звеня.
Понимаю и зверя,
И птицу,
И они понимают
Меня.

Может быть,
На тропинках звериных,
В непроглядной
Лесной глубине,
Вдруг избушка
На ножках куриных
Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю,
Ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит
Подрумяненным боком
Средь высокой травы
Колобок.

И нельзя мне в лесу
Заблудится,
Хоть брожу от людей
Вдалеке.
Потому что и звери,
И птицы
На родном говорят
языке.

Россия самая богатая лесная страна в мире.  
В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». 
 

- О каких значениях леса для человека говорят эти поговорки? ((Дети отвечают, учитель уточняет и комментирует их ответы, при этом вывешиваются на доску  таблички с указанием значений) 

- Лес - кормилец человека. Какую пищу находит человек в лесу? (грибы, ягоды, орехи, съедобные побеги)

- Источник древесины. Для изготовления чего люди используют древесину? (мебель, суда, дома, бумага и др.)

- Источник топлива. Как лес может обогреть человека? (дрова – это деревья, которые росли в лесу)

- Легкие планеты. Как вы думаете, что дают нам деревья, без чего человек не смог бы прожить и несколько минут? (кислород).

- Защитник воздуха. Как вы думаете, почему в городах, где много пыли, копоти, ядовитых газов, лес так важен?

Лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.

Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Защищая человека, деревья нередко гибнут сами.

- Источник здоровья. В лесу много лекарственных растений. В лесу человек черпает силы, отдыхает от бешенного теперь ритма жизни.

- Место отдыха.
—А теперь мы с вами поговорим о бедах леса, о том, что может погубить лес.

— Как вы думаете, какая самая страшная беда для леса, которая может совсем уничтожить его? (пожар)

- Ученики нашего класса подготовили вам небольшие сообщения о пожаре.

Первый ученик читает подготовленное сообщение

Слайд 5

 Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.

Пожар может возникнуть :
Слайд 6

- если бросили горящую спичку или окурок,
Слайд 7

- если разводили костер в местах с подсохшей травой,
 
 
Слайд 8

- если люди выжигают траву на лесных полянах;
Слайд 9

- если осколок стекла бросить в солнечное место, то стекло фокусирует солнечные лучи как зажигательная линза.

Слайд 10

- если сжигание мусора велось с нарушениями правил техники безопасности.
Наука о лесных пожарах называется пирология.

Учитель: Что же делать, если вы попали в зону пожара?

Второй ученик читает сообщение:

Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшествии в ближайший населенный пункт или лесничество.

Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место.

При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой, подолом рубашки.

Относительно безопасным местом является вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

Избегайте бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

В случае пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и фамилию.

Учитель: Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

Недаром говорят: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.
 
IV.Закрепление.
Давайте теперь разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
2. Наука о лесных пожарах.
3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.

4.Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.

По вертикали:

1.      Место, где ранее уже разводился и тушился костер.

2.      Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.

5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

Теперь откройте стр.111 учебника. Давайте прочитаем, как же правильно разводить костер, чтобы не начался пожар. (читают памятку)

V.Домашнее задание 

Нарисуйте плакат, посвященный теме сегодняшнего урока.