Поиск по сайту:


lubliceum42.edumsko.ru



Педагогический Совет - Юшко Е.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2013-03

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ И В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Образовательное учреждение можно считать успешным ,если в нем хорошо каждому ребенку. Ученик - основной объект заботы учителя. Воспитание и обучение без уважения - подавление.

В сегодняшнем жестоком нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. И именно ОУ должно обеспечить такие условия, при которых детям в нем будет хорошо. И только в условиях комфортной обстановки (имеется в виду психологический комфорт) в ОУ возможно развитие личности. В условиях перехода к новым стандартам образования продукт нашей деятельности, т.е. деятельности ОУ – это высокоразвитая социально адаптированная личность.

Необходимость внимания к вопросу психологического комфорта на уроках вызвана и рядом наметившихся негативных тенденций в ОУ: в настоящее время наблюдается падение интереса к обучению, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися без уважительных причин.

К негативным явлениям можно отнести и жалобы родителей и учащихся на конфликтные ситуации, возникающие между учителями и учениками, учащимися и учащимися и постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, нервные срывы и заболевания.

Таким образом, выявилась проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата ОУ не может решить поставленные задачи.

Цели сегодняшнего педагогического совета:

1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и в классном коллективе и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и в классном коллективе и факторы и условия, препятствующие этому.

2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроке и в классном коллективе.

3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА – ПРОДУКТИВНАЯ ИГРА.

Принято считать, что детей воспитывают, т.е. учат, как себя вести, как относиться к людям, к природе, окружающему миру. Воспитывают родители, учителя, друзья и все окружающее. Говорят, даже «стены воспитывают». Выходит, что человек есть то, что из него сделали воспитание и воспитатели.

Однако на деле это далеко не так. Во-первых, потому что дети, а тем более старшеклассники, вовсе не всегда следуют всему тому, что им советуют старшие, решают возникшие проблемы по-своему, не слушая ничьих советов. Кроме того, любые рекомендации могут быть реализованы, если человек сам этого хочет, сам принимает решение, сам будет чего-то добиваться.

А воспитатель в ОУ – это учитель и классный руководитель. И создание комфортной обстановки на уроке и в классном коллективе – это его первостепенная задача.
Воспитательная система нашего лицея имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива.

Мы продолжаем работу в направлении развития воспитательного потенциала нашего лицея. Вместе с тем отчетливо видно, что динамизм развития демократического общества в нашей стране требует постоянного учета различных объективных факторов, влияющих на формирование учащихся нашего лицея. Главным из этих факторов является социальная среда. Опосредующим звеном между общественной средой и отдельной личностью нашей школы является микросреда. Изучение влияния и характеристика такого промежуточного звена социальной жизни позволяет глубже раскрывать содержание личности, выявить ее специфические черты и особенности, которые следует понимать как продукт взаимодействия личности не только с широкой социальной средой, но и с ее микросоциальным окружением.
Уважаемые коллеги! Именно от учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке и в классном коллективе. У каждого ученика свой темперамент, свой характер, и это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс, необходимо интуитивно чувствовать ситуацию.

Вообще любой педагог – это прежде всего человек-психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении, а не обострять и не разжигать конфликт. И поэтому, уважаемые коллеги, мы должны сами быть в форме(=психологическом спокойствии).

От нашего комфортного душевного состояния во многом зависит успешное проведение урока и психологическое состояние наших учеников.

Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

Поэтому педагогам необходимо осознавать, что создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно, помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:

- доброжелательность
-защищенность
-мобильность
-креативность
-оптимизм
-инициативность
-работоспособность
-свобода своего «я»
При неблагоприятном климате:
-незащищенность
-леность
-агрессивность
-пессимизм
-зажатость
-пассивность

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала обучающимся, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классном коллективе является важным компонентом педагогической работы поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Под благоприятным психологическим климатом принято принимать эмоционально- психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентирами, моральными нормами и интересами.

Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему; в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу, в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.

Многие педагоги серьезно подходят к вопросу создания благоприятного психологического климата, но не все и не всегда владеют приемами и методами его создания.

Нездоровый же психологический климат на уроке и в классном коллективе тормозит развитие детского коллектива и личности в нем, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций.

(Примеры: анкетирование «Психологический климат в коллективе»(глазами учащихся); «Психологический климат в коллективе» (глазами родителей); выводы)

Исходя из вышесказанного делаются выводы о состоянии психологического климата в ОУ.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным , но и творческим. Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе, педагоги должны знать характеристики благоприятного социально-психологического климата: (показ презентации).

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: (показ презентации)
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: (презентация)

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, и школьными психологами, являются следующие:

- так как социально-психологический климат – это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

-находить общие интересы, которые бы объединили детей класса, и на их основе организовывать общие дела;

-формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

-если есть свободное время – привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, съездить в театр и т.д.

-создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

-привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение ,а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

-создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно положительных отношений между учителями и учащимися;

-развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

-развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

1.Игра-тест «Альпинист»
В ней происходит наглядное определение степени сплоченности/ разобщенности класса.
Делается рисунок (подобие горы со склоном) и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас – альпинист. Альпинист- это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире? (Эверест. Его высота почти 10 тысяч метров! Теперь представьте, что пик – это вершина горы- это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются…Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов – это твои одноклассники… (от 1 до 10), подумайте и ответьте».
(Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается, и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.

Примеры игр и упражнений на сплочение классного коллектива: «Дотронься до цвета», «Атомы», «Гусеница».

Игра-тренинг для педагогов «Выход из сложных педагогических ситуаций» (описание педагогических ситуаций вложено в конверты, педагоги достают листочки из конвертов, зачитывают и тут же предлагают вариант решения).

Итог игры: попытка оценить, насколько педагогически и психологически верно удалось разрешить те или иные педагогические ситуации.

Педагогические ситуации:

1. Ученик срывает урок. На ваше требование покинуть класс он ответил : «Вали сама отсюда!» Как предотвратить это?

2. Войдя в класс ,Вы обнаружили на доске следующую надпись: «Мы не хотим учиться у вас» Ваши действия?

3. К Вам пришли возбужденные родители ученика, который дома заявил, что Больше учиться у Вас не желает.

4. В порыве злости один ученик на уроке заявил: «Моя мама сказала, что Вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень»

5. Ученик в грубой форме выразил недовольство поставленной оценки.

Принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь»:

1. Всегда исходите из того, что самый большой грех – это нежелание хотя бы попытаться что-то сделать;
2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива;
3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень;
4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности;
5. Будьте последовательны;
6. Поддерживайте в себе твердую в собственное предназначение;
7. Забудьте о покровительственном тоне;
8. Создавайте условия, а не диктуйте их;
9. Верьте людям, с которыми работаете;
10. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость;
11. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает!

А также всем педагогам предлагается «Памятка. Как создать благоприятный психологический климат на уроке» 

 
Наши Учителя
Всего педагогических работников – 59 чел.

из них Награждены:
  • 1 чел.- Знаком «Отличник просвещения»
  • 3 чел.- Знаком «Почетный работник общего образования РФ»
  • 8 чел.- Медалью «850 лет Москве» 
  • 1 чел.- Медалью «Трудовое отличие»
  • 4 чел.- Медалью «Ветеран труда»
  • 1 чел.- Золотой знак «Учитель года»
  • 1 чел. - награда Губернатора "За заслуги перед Московской областью"
  • 1 чел. - награда Губернатора "За труды и усердие"
  • 1 чел. - почетный знак "За заслуги перед Люберецким районом"
  • 2 чел. - почетный знак "За доблестный труд"
  • 1 чел.- Золотая медаль ВДНХ
  • 1 чел.- Серебряная медаль ВДНХ 
  • 27 чел.- Высшая категория (49%)
  • 7 чел.- Первая категория  (13%)
  • 9 чел.- Вторая категория   (16%)
 Победители:
  • 4 чел.- районного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- областного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»
  • 7 чел. - приоритетного национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ
  • 1 чел. - лауреат премии Губернатора Московской области
  • 1 чел. - лауреат премии Президента РФ

   За годы работы лицей стал «кузницей» педагогических кадров для системы образования района.
   В настоящее время 18 бывших учеников лицея являются членами его педагогического коллектива.
    
далее
 
Новости
13.04.17

 12 апреля 2017г , в День космонавтики, в МОУ лицее № 42 состоялась ежегодная 11 научно-практическая конференция «Наука. Шаг в будущее»

 

далее »
11.04.17

 11 апреля 2017г в МОУ лицее № 42 состоялся областной марафон педагогических достижений в системе дополнительного образования Московской области

 

далее »
07.04.17

 Поздравляем вокальный ансамбль "Казаки", занявший I место в номинации "Эх, ты, удаль молодецкая!" муниципального Фестиваля патриотической песни.

 

далее »
21.03.17

 Экскурсию в Московский планетарий совершили учащиеся 6,7 и 8 классов нашего лицея.

 

 

далее »
19.03.17

 Школьный этап конкурса «Живая классика» прошел в МОУ лицее №42 г. Люберцы 22.02.17. В конкурсе приняли участие учащихся 5 – 9 классов.

 

далее »