Поиск по сайту:


lubliceum42.edumsko.ru



По пушкинским мастам Юшко Е.А.

Урок литературы

Тема урока: «По пушкинским местам» (заочная экскурсия)
Цель урока: расширить читательский кругозор учащихся, их знания о жизни А.С. Пушкина; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением.
Задачи урока: помочь учащимся совершить заочное путешествие по местам, связанным с именем поэта; способствовать развитию интереса к личности поэта и его творчеству; содействовать правильному читательскому выбору учащихся, любви к наследию прошлого.

Оборудование:
-презентации по теме урока;
- рисунки для викторины;
-индивидуальные задания для учащихся;
- тексты стихотворений;
- материалы по развитию речи.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя:

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс!
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи!
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

3. Сегодня необычный урок. Урок-путешествие по пушкинским местам (запись темы урока в тетрадях). А.С. Пушкин - поэт, чье имя входит в наше сознание, в нашу память с первыми словами… А пленительные стихи Пушкина! Ими невозможно начитаться… И как замечательно сказал Ф.И. Тютчев:

Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!
А эпиграфом к нашему уроку хотелось бы взять ахматовские строчки:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
(А. Ахматова, 1911)

(Запись эпиграфа к уроку в тетради).
Давайте будем у поэта учиться владеть словом, а на уроке – учиться грамотно передавать друг другу какую-либо информацию, совершенствовать навыки выразительного чтения и свою речь.
И прежде чем отправиться на экскурсию, позвольте мне предложить вам принять участие в викторине.

4. ВИКТОРИНА:

1.Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась… («Сказка о рыбаке и рыбке»

2. Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело… («Сказка о золотом петушке»)

3. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы… («Песнь о вещем Олеге»)

4. Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне… («Зимняя дорога», 1826г.)

5. Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре… («Бесы»)

6. Назовите произведения, которые вошли в сборник «Повести Белкина» («Метель», «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)

7. В каких известных вам повестях из цикла «Повести Белкина» главную героиню зовут Мария? («Метель», «Дубровский»)

8. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменитой надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» ( В.А. Жуковский)

9. Какое время года особенно любил Пушкин? (Осень. Это время года вдохновляло его). «Унылая пора, очей очарованье…»

10. Догадайтесь, о какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье… ( о няне)

11. Назовите имя, отчество, фамилию няни А.С. Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
А что вы еще знаете о няне Пушкина? (Ответы учащихся).
5. Давайте посмотрим, у кого же больше всего наград?! (Подведение итогов викторины)
6. Теперь настало время начать заочное путешествие по пушкинским местам… К сожалению, мы с вами сумеем побывать не везде, но даже чуть-чуть прикоснуться к святым пушкинским местам – это уже счастье. Увидеть царскосельский лицей, мысленно сорвать цветок с поляны в Михайловском, побывать в Москве конца 18-начала 19 века.

Итак, я приглашаю вас в путешествие…
Стихотворение «Москва» Ф. Глинка

Да, А.С. Пушкин родился в чудном, древнем городе –Москве- 26 мая 1799 г, в четверг, в день Вознесения Господня… А вот что записано в метрической книге московской церкви Богоявления в Елохове: « 27 мая во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, крещен 8 дня…» А мать Пушкина, как известно, была из рода Ганнибалов. Впоследствии Пушкин писал, что род они «ведут от прусского выходца Раджи или Рачи, выехавшего в Россию во времена Александра Ярославича Невского»

В Москве прошли детские годы поэта, здесь складывались его первые жизненные впечатления, первые знакомства, первые привязанности. Московский быт, московский говор, улицы, бульвары, Кремль – все это питало воображение, волновало…
В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, 2Пожирал» книги и уже в 11 лет был хорошо знаком со французской литературой. Несомненно, полезными оказались для поэта литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам.
Много позже А.Пушкин напишет в совеем романе «Евгений Онегин»:

Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

7. Пушкинская площадь в Москве. В этом людном месте установлен памятник поэту. Автор памятника ? (Опекушин) представил нам поэта каким? В непринужденной позе. Пушкин выставил одну ногу вперед, правую руку заложил за борт длинного сюртука. Голова поэта – чуть наклонена, он словно прислушивается к чему-то. Длинный плащ спадает с плеч живописными складками. Поэт в грустном раздумье и, кажется, смотрит на нас. По боковым сторонам гранитного постамента выбиты строки из стихотворения «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Около памятника всегда живые цветы. Живые цветы любви вечной.
Памятник Пушкину в Москве вдохновил на творчество многих поэтов. Давайте послушаем стихотворение.
(С.Я. Маршак «У памятника»)

8. Продолжая наше заочное путешествие по пушкинским местам, отправляемся в город Пушкин.
1811 год – Царское Село… Здесь в лицее Пушкин провел юность, встретил друзей.
Открытие Лицея состоялось (когда?) в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора и членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабываемым для Пушкина и его товарищей, день, памяти которого Пушкин посвятил такие строки:

Вы помните, когда возник Лицей.
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Воспитанники, поступившие в Лицей, (30 человек)различались и по возрасту (Барону Корфу было 11 лет, Малиновскому – 16), и по степени общеобразовательной подготовки. Одни перешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, третьи – из частных пансионов, четвертые, как Пушкин, приехали прямо из дому.
Скоро все лицеисты, как водится, наделили друг друга прозвищами:

-Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля, Виля
-Антон Дельвиг – Тося
-Александр Горчаков – Князь, Франт
-Николай Корсаков – Трубадур
-Иван Пущин –Жанно, Иван Великий, Ванечка
Александр Пушкин – Француз, Егоза

6 лет вместе. А какой же был распорядок в лицее? (Ответы учащихся)
Программа Лицея (ответы учащихся).
По воспоминаниям лицейских друзей Пушкина, «учебная жизнь его не была блестящей», но он любил слово, литературу, поэзию, и , конечно, в сочинительстве он не знал равных. За весь лицейский период он написал порядка 130 стихотворений, а вот один из его первых поэтических опытов – стихотворение «Роза»

(Чтение стихотворения «Роза» учителем)
А давайте попробуем себя в роли поэта и сочиним хотя бы несколько строк (+ физкульминутка)

В лицейской жизни Пушкина много примечательных событий, но одно из них – это публичный экзамен, когда 15-летний Пушкин читал свои «Воспоминания В Царском Селе» перед (кем?) – перед Г.Р. Державиным, которому посвятил последние строки этого стихотворения.
Мы с вами видим на слайде репродукцию картины И.Е. Репина. Экзамен, Державин, человек очень преклонного возраста, чуть не уснувший на экзамене, проснулся, как только Пушкин стал читать стихотворение.

9. Развитие речи
А сейчас я вас попрошу выполнить следующее задание: попробуйте расположить части так, чтобы у вас получился текст (Ответ:4,1,3,5,2)
Теперь давайте прочитаем полученный текст и попробуем его озаглавить («Царскосельский экзамен»).

10. Лицейский период жизни Пушкина вы знаете лучше, чем другие, но мы продолжаем путешествие и отправляемся в село Михайловское Псковской губернии.
Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни. Простые деревянные стены, прялки в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью,- все здесь неприхотливо и просто, на всем лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.
Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, находившуюся в Михайловском рядом с поэтом. Она отличалась добротой и преданностью и при этом была человеком живого ума, знала много народных сказов и поверий, в разговоре своем так и сыпала пословицами и поговорками. В Михайловской ссылке поэта Арина Родионовна – подлинный друг, самый близкий человек. Поэтому в Михайловской ссылке ей любил читать поэт свои произведения:

Но плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей…
- А кто еще может прочесть стихотворение, посвященное Арине Родионовне?

Зимой они жили в большом доме, а на лето перебирались во флигель, называемый ныне «Домик няни». И, наверное, часто бывало так, как писал в стихотворении «Няня Пушкина» Саша Черный: (чтение стихотворения).
Пребывание поэта в Михайловском – это «Прогулки, чтенье, сон глубокий…» Одиночество…
Двое друзей не побоялись навестить опального поэта. И первым приехал Иван Пущин, товарищ лицейских дней, умница, первый и бесценный друг. 11 января 1825 года рано утром он подъехал к занесенному снегом дому. Заслышав звук колокольчика, Пушкин выбежал на крыльцо прямо из постели, босиком. Друзья провели вместе всего один день, но как много вместилось! Может быть, после этого свидания Пушкин с особенным волнением и надеждой стал прислушиваться к звукам колокольчика:
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.

(Чтение стихотворения «И. Пущину»

Наше путешествие подошло к концу… Святогорский монастырь. Здесь великий поэт нашел вечный покой. Могила его находится за церковью Успения Божией Матери, на краю крутого обрыва.. Но Пушкин жив… Чувство своего поэтического бессмертия он выразил в стихотворении «Памятник»:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей, калмык…

11. В начале урока я обещала вам, что не накажу вас оценкой, это значит, что не будет плохих оценок, да и стыдно на таком уроке их получать. А все, кто стал соавтором урока, кто не побоялся скрестить шпаги своих мнений – им огромное спасибо и хорошая оценка!

12 Домашнее задание:
А) Устное (словесное) рисование «Мой Пушкин»
Б)Индивидуальные задания
В)Анализ стихотворений «Пущину» или «Няне» 

 
Наши Учителя
Всего педагогических работников – 59 чел.

из них Награждены:
  • 1 чел.- Знаком «Отличник просвещения»
  • 3 чел.- Знаком «Почетный работник общего образования РФ»
  • 8 чел.- Медалью «850 лет Москве» 
  • 1 чел.- Медалью «Трудовое отличие»
  • 4 чел.- Медалью «Ветеран труда»
  • 1 чел.- Золотой знак «Учитель года»
  • 1 чел. - награда Губернатора "За заслуги перед Московской областью"
  • 1 чел. - награда Губернатора "За труды и усердие"
  • 1 чел. - почетный знак "За заслуги перед Люберецким районом"
  • 2 чел. - почетный знак "За доблестный труд"
  • 1 чел.- Золотая медаль ВДНХ
  • 1 чел.- Серебряная медаль ВДНХ 
  • 27 чел.- Высшая категория (49%)
  • 7 чел.- Первая категория  (13%)
  • 9 чел.- Вторая категория   (16%)
 Победители:
  • 4 чел.- районного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- областного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»
  • 7 чел. - приоритетного национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ
  • 1 чел. - лауреат премии Губернатора Московской области
  • 1 чел. - лауреат премии Президента РФ

   За годы работы лицей стал «кузницей» педагогических кадров для системы образования района.
   В настоящее время 18 бывших учеников лицея являются членами его педагогического коллектива.
    
далее
 
Новости
13.04.17

 12 апреля 2017г , в День космонавтики, в МОУ лицее № 42 состоялась ежегодная 11 научно-практическая конференция «Наука. Шаг в будущее»

 

далее »
11.04.17

 11 апреля 2017г в МОУ лицее № 42 состоялся областной марафон педагогических достижений в системе дополнительного образования Московской области

 

далее »
07.04.17

 Поздравляем вокальный ансамбль "Казаки", занявший I место в номинации "Эх, ты, удаль молодецкая!" муниципального Фестиваля патриотической песни.

 

далее »
21.03.17

 Экскурсию в Московский планетарий совершили учащиеся 6,7 и 8 классов нашего лицея.

 

 

далее »
19.03.17

 Школьный этап конкурса «Живая классика» прошел в МОУ лицее №42 г. Люберцы 22.02.17. В конкурсе приняли участие учащихся 5 – 9 классов.

 

далее »