Поиск по сайту:


lubliceum42.edumsko.ru



Словарь Терминов - Соколова Е.Ю.

СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Составитель Е.Ю.Соколова.


АЛЛЕГОРИЯ – конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зелёная ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т.д.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение согласных звуков:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И.Тютчев)

АЛОГИЗМ – сочетание противоречивых понятий, создающее тот или иной стилистический эффект: «причешите мне уши» (Маяковский).

АМФИБРАХИЙ - в русском силлабо-тоническом стихосложении трёхсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными.

АНАГРАММА – перестановка букв в слове, образующая новое слово ( мука – кума).

АНАПЕСТ – трёхсложная стопа, в которой два первых слога безударные, последний – ударный.

АНАФОРА – единоначатие.
Люблю тебя , Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…

АНЖАНБЕМАН - см. ПЕРЕНОС.

АНТИТЕЗА - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая ,
Ты и бессильная…
(Н.Некрасов)

АПОФЕОЗ – торжественное причисление человека к сонму богов. В переносном смысле – торжество, торжественное прославление.

АРХАИЗМ – устаревшее слово, или словосочетание, или грамматическая или синтаксическая форма.

АССОНАНС – 1) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, причём окончания рифмуемых слов не совпадают: погудел – людей, беглый – негры;
2) концентрированное повторение в поэтическом произведении гласных звуков.

БЕССОЮЗИЕ, или АСИНДЕТОН - такое построение речи, главным образов поэтической, когда союзы, соединяющие слова, опущены:
Прямо дороженька, насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
(Н.Некрасов)
ВУЛЬГАРИЗМ – в стилистике неправильное или грубое слово, выражение, не принятое в литературной речи.
Но поэзия –
пресволочнейшая штуковина…

(В.Маяковский)
ГАЛЛИЦИЗМ - слово или выражение, заимствованное из французского языка.

ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура, в которой определения группируются нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

ГРОТЕСК – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
(«Прозаседавшиеся» Маяковского.)

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма с ударением на третьем от конца слоге.

ДАКТИЛЬ – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.

ЖЕНСКАЯ РИФМА - рифма с ударением на предпоследнем слоге.

ИНВЕКТИВА - своеобразный вид сатиры, особенно распространённый в античности, резко обличительное осмеяние устное или письменное, личное или общественное по своему характеру, обращенное против конкретного реально существующего лица или группы лиц. Эпиграмма – один из жанров инвективы.

ИВЕРСИЯ – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.

ИРОНИЯ - осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком И. Является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

КОЛЬЦО - обрамление, повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала.

ЛЕЙТМОТИВ – ведущий мотив, конкретный образ, проходящий через творчество писателя или отдельное произведение, настойчиво повторяемый; многократно упоминаемая отдельная деталь или даже слово, служащее ключевым для раскрытия замысла писателя.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - лирическое «я» поэта.

ЛИТОТА – образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления.

МЕТАФОРА – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
Ах, увял головы моей куст…
МЕТОНИМИЯ – вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими более или менее реальных понятий ил связей. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи: «стальной оратор, дремлющий в кобуре» - револьвер (Маяковский).

МНОГОСОЮЗИЕ, или ПОЛИСИНДЕТОН - построение простого предложения, в котором каждый новый член начинается союзом.

МУЖСКАЯ РИФМА – рифма с ударением на предпоследнем слоге.

ОКСЮМОРОН - один из художественных тропов ; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий:
Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(С.Есенин.)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ:
О чём ты воешь, ветер ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф.Тютчев)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - однородное синтаксическое построение двух или более предложений (или частей их):
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы.
(В.Брюсов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - такое членение предложения, при котором какая-то часть его отделяется от соновной части в устной речи длительной паузой, а на письме точкой, иногда многоточием или тире:
Этим летом я видел море. Первый раз в жизни.

ПЕРЕНОС (анжанбеман) - перенос части синтаксически целой фразы:

Забудь сама, что видишь пред собой
Царевича…
(А.Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (ПАРАФРАЗ) –один из тропов, в котором название предмета, человека заменяется указанием на его признаки: «царь птиц» – вм. «орёл».

ПИРРИХИЙ – пропуск ударения на ритмически сильном слоге в ямбе и хорее.

ПЛЕОНАЗМ – повторение однородных слов и оборотов : «Я плачу, слезы лью, слезами исхожу, стенаю».

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ – эпитет, который употребляется в сочетании с одним постоянным словом : мёртвая вода, борзый конь, добрый молодец и т.д.

 

РЕФРЕН – ритмически повторяющиеся вслед за строфой слово, стих или группа стихов.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

РИФМА – повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк. Делятся на парные, или смежные (аа, бб), перекрёстные (абаб), охватные (опоясанные, кольцевые) (абба).

СИМВОЛ – предмет или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определённой точки зрения. Символами могут быть предметы, животные, явления, действия и т.п. Например, утро – символ молодости, змей – символ мудрости.

СИНЕКДОХА – вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения:
А у двери -
бушлаты,
шинели,
тулупы…

(Маяковский)

СИНОНИМ – слово, близкое по значению.

СПОНДЕЙ - сверхсхемное ударение на ритмически слабом месте в ямбе и хорее.

СРАВНЕНИЕ - вид тропа, в котором одно явление или понятие сопоставляется с другим.

СТЫК - звуковой или словесный повтор в конце стихотворной строки и в начале следующей:
…была жара,
жара плыла…

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – стихосложение, ритмика которого организуется повторением ударных слогов.

ХОРЕЙ – двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным.


ЭЛЛИПС – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще сказуемого): «Дружно – не грузно, врозь – хоть брось».

ЭПИТЕТ – образное определение.

ЭПИФОРА – одинаковый конец.

ЯМБ – двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным.


Список использованной литературы:
1. Словарь литературоведческих терминов: Редакторы-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.
2. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994. – 205 с.

 
Наши Учителя
Всего педагогических работников – 59 чел.

из них Награждены:
  • 1 чел.- Знаком «Отличник просвещения»
  • 3 чел.- Знаком «Почетный работник общего образования РФ»
  • 8 чел.- Медалью «850 лет Москве» 
  • 1 чел.- Медалью «Трудовое отличие»
  • 4 чел.- Медалью «Ветеран труда»
  • 1 чел.- Золотой знак «Учитель года»
  • 1 чел. - награда Губернатора "За заслуги перед Московской областью"
  • 1 чел. - награда Губернатора "За труды и усердие"
  • 1 чел. - почетный знак "За заслуги перед Люберецким районом"
  • 2 чел. - почетный знак "За доблестный труд"
  • 1 чел.- Золотая медаль ВДНХ
  • 1 чел.- Серебряная медаль ВДНХ 
  • 27 чел.- Высшая категория (49%)
  • 7 чел.- Первая категория  (13%)
  • 9 чел.- Вторая категория   (16%)
 Победители:
  • 4 чел.- районного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- областного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»
  • 7 чел. - приоритетного национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ
  • 1 чел. - лауреат премии Губернатора Московской области
  • 1 чел. - лауреат премии Президента РФ

   За годы работы лицей стал «кузницей» педагогических кадров для системы образования района.
   В настоящее время 18 бывших учеников лицея являются членами его педагогического коллектива.
    
далее
 
Новости
30.08.17

   Списки зачисленных в 1 - e классы.

  1А кл. руковод.  Тырыкина С.Ю.
  1Б кл. руковод.   Кулакова Е.Р.
  1В кл. руковод.   Баранова И.И.
  1Г кл. руковод.   Софронова Э.Ю.

далее »
30.08.17

   Информация о работе организаций дополнительного образования городского округа Люберцы.

 

далее »
13.04.17

 12 апреля 2017г , в День космонавтики, в МОУ лицее № 42 состоялась ежегодная 11 научно-практическая конференция «Наука. Шаг в будущее»

 

далее »
11.04.17

 11 апреля 2017г в МОУ лицее № 42 состоялся областной марафон педагогических достижений в системе дополнительного образования Московской области

 

далее »
07.04.17

 Поздравляем вокальный ансамбль "Казаки", занявший I место в номинации "Эх, ты, удаль молодецкая!" муниципального Фестиваля патриотической песни.

 

далее »