Поиск по сайту:


lubliceum42.edumsko.ru



Бородино - Соколова Е.Ю.

Система вопросов к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  1. Что представляет собой первая строфа стихотворения с точки зрения синтаксиса? Что означает тире в начале первого предложения? Какой вопрос задаёт молодой солдат? Кому? Почему два следующих предложения восклицательные?
  2. К какому стилю речи относится обращение «дядя»? Почему «скажи-ка», а не «скажи»? Зачем нужны разговорные слова в стихотворении?
  3. Кто отвечает молодому солдату? Как вы думаете, форма стихотворения - монолог или диалог?
  4. Что утверждает старый воин во второй строфе стихотворения?
  5. Первое предложение строфы заканчивается восклицательным знаком. Какое чувство предано с его помощью?
  6. Какой знак стоит в конце следующего предложения? Как вы думаете, что хочет показать Лермонтов многоточием?
  7. Каков смысл тройного повторения «не» в трёх последних стихах второй строфы? И почему снова восклицательное предложение?
  8. Какие чувства отступающих солдат передаются в следующей, третьей строфе? Найдите слова, которые об этом говорят. Как показаны эти чувства на фонетическом уровне? Найдите повторяющиеся согласные звуки (аллитерацию) в первых трёх стихах строфы.
  9. Как меняется настроение в следующей, четвёртой строфе? Найдите восклицательные предложения.
  10. Найдите аллитерацию в первом предложении строфы. Снова повторяется звук «л». Но какое настроение он отражает теперь?
  11. Какие звуки повторяются в следующей части строфы? Попробуйте объяснить повторение глухих согласных с содержанием этой части стихотворения.
  12. Какое чувство русского солдата звучит в обращении «брат мусью»?
  13.  Анафора - это одинаковое начало, единоначатие. Найдите в 5 строфе пример анафоры? Какой образ является ключевым в этой части стихотворения? Какую роль, по-вашему, здесь играет анафора? Какой лексический повтор мы наблюдаем в этих же строчках? Как он связан с содержанием последней части строфы?
  14. Какой общей темой можно объединить две следующие строфы (6 и 7)?
  15. Что такое инверсия? Найдите примеры обратного порядка слов в этих строфах? Попытайтесь объяснить значение инверсии.
  16. Прочитайте последнюю часть седьмой строфы:
    Кто кивер чистил весь избитый,
    Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус.
    Какой приём здесь использован? Кроме анафоры?
    В художественной литературе часто используется приём синтаксического параллелизма — порядок расположения членов одного предложения соответствует порядку расположения членов другого. В этом предложении мы видим приём синтаксического параллелизма. Что достигается благодаря этому приёму? Какое чувство не только главного персонажа стихотворения, но и всех русских воинов выражено здесь?
  17. В центре 8 строфы образ князя Багратиона, мужественного, благородного полковника. Какие возможности языка использует автор для создания такого образа? Найдите аллитерацию. Подумайте, почему второе предложение заканчивается многоточием.
  18. Кто герой 9-й строфы? Найдите повторы в этой строфе. Почему слово «Москва» повторяется дважды? Какое значение имеет повторение союза «и» (многосоюзие»)?
  19. Почему полковник, обращаясь к солдатам называет их «ребятами»? Какое звучание в этом контексте получает слово «братья»?
  20. Прочитайте 10 — 12 строфы. О чем в них рассказывается?
  21. 10 строфа начинается с восклицательного предложения. Как вы понимаете его?
  22. Найдите в 10 строфе сравнение. Как оно раскрывается в следующем предложении строфы? Разберите по членам второе предложение. Как называется такой приём? Что предаётся с помощью синтаксического параллелизма?
  23. К кому обращается герой стихотворения, говоря: «Вам не видать таких сражений!..»?
  24. Найдите сравнение в 11 строфе. Почему «как тени»? В чём смысл сравнения?Прочитайте следующий стих.
  25. Найдите глаголы и существительные (подлежащие и сказуемые) во втором предложении 11 строфы. Есть ли в предложении определения -прилагательные? Какой эмоцией наполнена эта часть? Как это достигается?
  26. Лермонтов не пишет буквально, что людей погибло много, но мы это понимаем. Почему? Какие образы позволяют увидеть нам поле боя и павших воинов? Услышать звуки войны?
  27. Какое общее настроение объединяет 10 — 12 строфы?
  28. Как меняется это настроение в следующей строфе? С помощью каких синтаксических возможностей языка это достигается? Найдите грамматическую основу первого предложения. Какой знак стоит в конце второго предложения?
  29. Перечитайте ещё раз вторую и последнюю строфы, сравните их.
  30. Сравните вторые строчки. Как вы думаете, почему Лермонтов не повторил их дважды. В чём смысл замены? О ком он говорит во второй строфе? О ком в последней?
  31. Как вы понимаете концовку второй строфы? Последней? Что позволяет сделать Лермонтову такой прием?
  32. Давайте попробуем понаблюдать за рифмой стихотворения. Попробуем определить размер.
  33. Проследите, одинаковое ли количество стоп в каждом стихе? Вспомните, в какой форме написано стихотворение. Что позволяет приблизить стих к разговорной речи?
  34. Как вы думаете, зачем понадобилось поэту создавать балладу в такой необычной форме с такой необычной композицией?

Соколова Е.Ю

 
Наши Учителя
Всего педагогических работников – 59 чел.

из них Награждены:
  • 1 чел.- Знаком «Отличник просвещения»
  • 3 чел.- Знаком «Почетный работник общего образования РФ»
  • 8 чел.- Медалью «850 лет Москве» 
  • 1 чел.- Медалью «Трудовое отличие»
  • 4 чел.- Медалью «Ветеран труда»
  • 1 чел.- Золотой знак «Учитель года»
  • 1 чел. - награда Губернатора "За заслуги перед Московской областью"
  • 1 чел. - награда Губернатора "За труды и усердие"
  • 1 чел. - почетный знак "За заслуги перед Люберецким районом"
  • 2 чел. - почетный знак "За доблестный труд"
  • 1 чел.- Золотая медаль ВДНХ
  • 1 чел.- Серебряная медаль ВДНХ 
  • 27 чел.- Высшая категория (49%)
  • 7 чел.- Первая категория  (13%)
  • 9 чел.- Вторая категория   (16%)
 Победители:
  • 4 чел.- районного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- областного конкурса «Учитель года»
  • 1 чел.- Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»
  • 7 чел. - приоритетного национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ
  • 1 чел. - лауреат премии Губернатора Московской области
  • 1 чел. - лауреат премии Президента РФ

   За годы работы лицей стал «кузницей» педагогических кадров для системы образования района.
   В настоящее время 18 бывших учеников лицея являются членами его педагогического коллектива.
    
далее
 
Новости
30.08.17

   Списки зачисленных в 1 - e классы.

  1А кл. руковод.  Тырыкина С.Ю.
  1Б кл. руковод.   Кулакова Е.Р.
  1В кл. руковод.   Баранова И.И.
  1Г кл. руковод.   Софронова Э.Ю.

далее »
30.08.17

   Информация о работе организаций дополнительного образования городского округа Люберцы.

 

далее »
13.04.17

 12 апреля 2017г , в День космонавтики, в МОУ лицее № 42 состоялась ежегодная 11 научно-практическая конференция «Наука. Шаг в будущее»

 

далее »
11.04.17

 11 апреля 2017г в МОУ лицее № 42 состоялся областной марафон педагогических достижений в системе дополнительного образования Московской области

 

далее »
07.04.17

 Поздравляем вокальный ансамбль "Казаки", занявший I место в номинации "Эх, ты, удаль молодецкая!" муниципального Фестиваля патриотической песни.

 

далее »