Поиск по сайту:


Проголосуй за наш сайт
Педсовет - Неуспеваемость

 Пути преодоления неуспеваемости учащихся.

Неуспеваемость – вечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами, на протяжении всего педагогического процесса.

Мы с вами знаем, как общество в любые времена относилось к школе, где есть неуспевающие учащихся, считалось, что это школа, выпускающая брак, работающая недостаточно эффективно.

Неуспевающие учащиеся – это кандидаты на второгодничество, которое ложится тяжелым бременем на школу в моральном, экономическом и социальном отношениях.

Школа несет моральную ответственность перед неуспевающими и второгодниками, ибо она не сумела дать им нужное воспитание и образование, она, именно школа, на этот период сделала их неудачниками и тем самым искалечила их судьбу.

Школа несет ответственность перед родителями неуспевающих учащихся, ибо родители отдали своих детей в школу в надежде, что она воспитает их как нравственных, культурных, творчески активных и социально зрелых личностей, а школа вместо этого сделала этих детей неудачниками изгоями общества. Другими словами это брак.

Неуспеваемость учащихся по тому или иному учебному предмету ложиться тяжелым бременем на учителя. Ведь учитель должен уделять им дополнительное внимание и время (которое не оплачивается). Неуспевающие учащиеся сдерживают темы изучаемого материала. Учитель должен специально для них готовить особые задания, неоднократно повторять пройденный материал, т.к. классы разного уровня по восприятию того или иного материала и память у всех разная.

На мой взгляд, каждый учитель должен задуматься, а почему по моему предмету такой низкий уровень КЗ; почему мой предмет не любят или меня в предмете; почему я, имея высшую квалификационную категорию, не обращусь к науке: к технологиям, методам, формам урока, чтобы мой материал был допущен всем и всем интересен. К сожалению, мы забыли очень многое из того, чему нас учили, слишком уверовали в себя: я работаю честно – вот формула, которая сейчас у нас существует, а когда после посещения урока, спрашиваешь, какими инструментами пользовались, какой урок по форме – ответить трудно.

Однако самое страшное зло неуспеваемость наносит самому ученику. Ведь неуспевающий ученик, а тем более второгодник, невольно считает себя неудачником, он перестает верить в свои силы и возможности, он не развивает, а губит те добрые задатки к способностям, которые были даны ему природой.

Ученик не прочувствовал в процессе обучения в школе успех, а он как любой нормальный человек очень нуждается в каком-то успехе, чтобы утвердить себя, как значительную личность. Не достигнув успеха в обучении, школа и учителя толкают его искать такой успех в каком-то другом направлении, зачастую аморальной и даже преступной деятельности (что, к сожалению, наблюдается в нашей школе).

Статистика показывает, что большая часть преступников, особенно среди подростков и молодежи – это бывшие неуспевающие учащиеся (44%). Как раз среди неуспевающих учащихся наиболее распространены такие вредные явления, как курение, пьянство, наркотики, распущенность и ранняя проституция.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что неуспеваемость учащихся, это большое зло со всех точек зрения.

Уважаемые коллеги, вот уже 4 года, когда мы передавали 4-е классы в 5-е, существовала негласная педагогическая солидарность, педагогическая этика, что в первую четверть мы ставим оценки, такие, как они были в 4-м классе в конце года. Ибо существует такое понятие, как адаптация пятиклассника. И если у него «двойка», то все-таки ставили «три», и я благодарна таким учителям, как Васильева Л.М. и Бурдина М.И., которые сумели это в 5в классе.

Но, к сожалению, среди нас, учителей, довольно широко распространено мнение, что это неминуемое зло - неуспеваемость учащихся всегда была и будет. При этом уважаемые коллеги, мы видим причины неуспеваемости отдельных учащихся в них самих, в их плохой подготовке, слабом психическом развитии, плохих семейных условиях, в их нежелании учиться и т.д. Себя большей частью не виним в наличии неуспевающих по предмету, ну, что я могу сделать, если он не хочет учиться. Нельзя видеть только плохое, разве он виноват, что у него такие условия жизни, что его бросила мать, а бабушка вынуждена работать и уделить должное внимание не может, что его родили в 18 лет и чувство материнства его мать не испытала и т.д.

Я веду статистику, и каждый год сообщаю Вам, каких детей мы принимаем. И если в начальной школе еще можно держать ситуацию на контроле, то, естественно, в старших классах все сложнее. Поэтому и надо уметь на своих уроках дать такое задание ученику, чтобы мотивировать его на успех, а не унижать  незнанием. Ну, не может он так, как все. Еще С.Л. Рубинштейн говорил, что «добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильнее стороны, - те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель.

За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели дать надлежащее применение. На знании одних недостатков и слабостей ничего не построить.  

Факторы, влияющие на успеваемость. 

Если сделать общий вывод по всем причинам неуспеваемости, то на ее возникновение влияют следующие факторы:

1.     Условия воспитания в семье, роль родителей в интеллектуальном развитии своих детей, начиная с дошкольного возраста (развивают и поддерживают ли родители в своих детях познавательные интересы, готов ли ребенок к школьному обучению, вырабатывается ли и поддерживается ли на должном уровне учебная мотивация и т.д.)

2.     Условия для интеллектуального развития в дошкольных учреждениях – как происходит развитие познавательных интересов, знаний, учений и навыков, которыми должны владеть дети дошкольного возраста.

3.     Многое зависит от учителей начальной школы. Например, корни таких проблем, как интеллектуальная пассивность, несформированность навыков и способов учебной деятельности, недобросовестное отношение к учебному труду, тянутся из дошкольного детства и времени обучения в первом классе.

4.     Учителям средней школы уже труднее бороться с неуспеваемостью учащихся. Им приходится много времени тратить на ее преодоление, потому что у неуспевающих или слабоуспевающих школьников уже закрепились те или иные формы поведения и учебной деятельности. Учителям, пытающимся решить эту проблему, приходиться сталкиваться с бессознательным упорством учеников, не желающих трудиться. И честно говоря, настойчивости и сил у педагогов часто не хватает.

5.     Большую роль в преодолении неуспеваемости играют родители – они должны не отмахиваться от проблем своего ребенка, а поддерживать тесный контакт с педагогами, мотивировать в ребенке стремление преодолевать свои учебные проблемы.  

Причины неуспеваемости: 

  1. Низкая мотивация
  2. Интеллектуальная пассивность
  3. Неправильные навыки учебной деятельности
  4. Неправильное отношение к учебному труду
  5. Неразвитые познавательные интересы

Но, на мой взгляд – очень многое зависит от нас с вами. Первое, существует очень большое количество педагогических технологий, которые могут помочь усвоить учебный материал на уроке.  

1.Традиционные технологии обучения 

Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно - иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий – информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. 

Основные признаки традиционных технологий обучения: 

1.     Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся).

2.     Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая). 

2. Личностно-ориентированные техонлогии обучения 

Личностно – ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Организация личностно – ориентированного урока. Личностно – ориентированный урок – это не просто создание учителей благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно – ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).

Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета. 

Основные особенности личностно – ориентированного урока. 

Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителей этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям;
  • использование дидактического материала;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу. 

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно – ориентированного уроков:

Цели традиционного урока
Цели личностно – ориентированного урока

1.Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений, навыков

1.Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта

2.Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2.Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3.Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3.Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовительными детьми

4.Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5.Планирует и направляет детскую деятельность

5.Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6.Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6.Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7.Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением

7.Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8.Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8.Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Как видим традиционные технологии проигрывают личностно – ориентированным. 

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного урока. 

  • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
  • Изложение знаний в учебнике должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта ученика.
  • В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием знаний.
  • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
  • Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору.
  • Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения.
Сильные стороны
Слабые стороны

·Организационная четкость педагогического процесса

·Преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьников

·Систематический характер обучения

·Превалирование фронтальных форм работы, уравнительный подход к школьникам

·Идейно - эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся

· Шаблонное построение урока, одинаковая его продолжительность

·Разносторонность и обилие информации

· Организация действий в основном, репродуктивного характера, отсутствие условий для развития творческого потенциала личности

 

·Субъект - объектный характер отношений между учителем и учениками

 

· Доминирование монологической формы обучения, отсутствие возможностей для организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых

 

·Чрезмерно большой объем домашних заданий

Татьяна Леонтьевна расскажет о некоторых уроках, где на наш взгляд учителя пользуются не только традиционной технологией обучение. На таких уроках происходит доминирование обучения над учением.

То, о чем я говорю, - это не только теория. Технология – это инструмент, при использовании которого можно достичь положительного результата.